Стекло и художник? – Не ново: витражи, мозаика, панно… Все не так! Стекло, разнообразие подхода к творчеству в искусстве стекла, техника и мысль художника – это выставка «Израильское стекло 2015», открывшаяся 25 февраля в павильоне Ротшильда Музея «Эрец Исраэль».
Приходилось ли вам стоять у окна, которое заливает дождь? За стеклом — мир огромного аквариума, и плывут в нем пестрые зонты, словно разноцветные рыбы виляют вуалью плавников… Какие только чудеса не происходят с запотевшим стеклом: оно то плачет, то смеется сквозь слезы, то умывается…
Творить чудеса со стеклом способна не только природа, а художник творит не только на полотне. Впрочем, визуальный язык стекла связан с искусством живописи, скульптурой, графикой. Пересмотр границ привычных жанров вывел стекло на путь объемно-пластических решений, использования художественных средств смежных искусств. Уникальные, ручной работы художественные стеклянные изделия – таковых на выставке представлено более 100 от 62 мастеров: стеклодувов, дизайнеров, художников, признанных мастеров и студентов. Интересный факт: на выставке вы встретите немало фамилий русскоязычных авторов. В этом плане можно отметить: пресловутый стеклянный поток художниками по стеклу преодолен!
Данная выставка — третье по счету бьеннале израильского стекла.
Сергей Буньков. Триптих
Художник Сергей Буньков подготовил свой триптих специально для выставки: в нем он раскрывает историю двух предыдущих бьеннале, 2009 и 2011 годов.
— Как называется ваш триптих? — обратилась я к Сергею.
— Я вообще не даю названий работам, — ответил он. — Но если вы обратите внимание, в центральной части триптиха – женская фигура, беременная гранатом. Две другие фигуры – юноши и мальчика – изображены с книгами в руках. Эти книги – ни что иное, как каталоги двух предыдущих бьеннале. И остальные «загадки», закодированные тексты и криптограммы триптиха можно разгадать, потому что к ним даны ключи.
Сергей Буньков (снимок из архива художника). Родился в 1965 году в России. Обучался в художественной школе в Благовещенске, затем в педагогическом университете в Хабаровске. В 1999 году переехал в Израиль. Работы художника можно встретить в галереях Йельского университета, Российского фонда культуры, Фонда Бухмана-Хаймана в Израиле, в Дальневосточном художественном музее, а также в частных коллекциях многих стран мира.
По приезде в Израиль Сергей стал творить «стеклянные полотна» с помощью пескоструйки – аппарата, который под давлением выбрасывает песок и используется для различных производственных процессов. Но, как выяснил Буньков, пескоструйку можно поставить на благо искусства. После 10 лет работы со стеклом Сергей уже два года не работает с этим материалом. «В стекле я уже сказал все, что хотел сказать. Сейчас возвратился к станковому искусству, и в сентябре в Хайфе состоится, совместно с художником Тэнно Пент Соостером, выставка наших полотен.
Жена Сергея Галина, прекрасно разбирающаяся в искусстве и которую художник считает своим артдиректором, говорит: «Очень важное достижение выставки не только в художественном плане, но и в том, что на ней представлено много техник, полный обзор израильского стекла, так что с познавательной точки зрения можно разом получить представление о каждой из них. Куратор выставки очень серьезно, кропотливо подходит к отбору работ».
Куратор выставки «Израильское стекло 2015» Анриетта Элиэзер-Брунер
Оля Бренер (снимок из архива художника) репатриировалась в Израиль в 1997 году из Биробиджана. После школы окончила компьютерные курсы, но в дальнейшем победила любовь к искусству, которую она испытывала с детских лет. Оля окончила Академию искусств «Бецалель» (факультет керамики и стекла). В настоящее время преподает в Академии. Оля Бренер считает, что работа со стеклом — прогрессивный вид искусства, и очень сожалеет, что в последние годы все меньше и меньше русскоязычных художников обучаются искусству работы со стеклом.
Оля Бренер. «Голубое умиротворение»
Курица, несущая золотые яйца — пожалуй, такие презенты судьбы у кого-то вызовут золотую лихорадку. Может, такая голубая мечта вызовет у кого-то умиротворение…
Бренер использует изображение куриных яиц для решения этических вопросов, связанных с человеческим вмешательством в природу. В работе «Курица-машина» стилизованная курица сидит на куче золотых яиц, а в ее работе «Голубое умиротворение» — нежное сферическое яйцо. Холодный синий цвет в инкубаторе подчеркивает контраст между природной и искусственной штриховкой.
Коровы у Оли снабжены крыльями, пропеллерами, воздушными шарами.
— Почему ваши коровы крылаты? — спросила я у автора.
— Это означает, что коровы должны улететь с земли, подальше от людей, — ответила Оля. — Люди издеваются над бедными животными, стремятся к их размножению ради того, чтобы убить их ради мяса.
Тема издевательства над животными представлена на выставке и в работах других мастеров:
Этот своеобразный натурализм особенно остро контрастирует с лугом и пасущимся на нем стадом овец.
Григорий Зильбер (снимок из архива художника) родился в Узбекистане. Репатриировался в Израиль в 1990 году в возрасте 4 года. В 2014 году окончил Академию искусств «Бецалель» (факультет керамики и стекла). В настоящее время работает в Академии ассистентом. Ее творчество — скульптуры из стекла, керамики, металла.
Григорий Зильбер. «Огонь», 2014
— Эта работа может в определенной степени рассказать о том, как трудятся со стеклом, — поделился Григорий Зильбер. — Контакт скульптора со стеклом происходит с помощью огня. И обжигающий огонь, и горячее стекло опасно трогать руками.
Работа «Огонь» рассматривает также отношения между человеком и прогрессом, и желанием человека контролировать силы природы. Огонь — древняя тема, отраженная в мифах всех стран мира. Мифическое измерение нынешнего прогресса и технологий, воплощенные в способность создавать огонь, вызывают неприятие художника. Он помещает языки пламени (стеклянные) в ловушку, в контейнер, они поданы в воде и скованы тяжелыми металлическими цепями. Так автор обозначает абсурдность человеческого стремления полностью контролировать окружающую среду только при помощи науки и техники.
Григорий Зильбер. Speakless, 2014
— Английское слово «speechless» — «дар речи» — знакомо всем, а я назвал свою работу придуманным словом «Speakless» — «Говорить меньше», — рассказывает Григорий. — Этим я хотел подчеркнуть, что настоящие эмоции невозможно выразить словами.
Смысл работы автор выражает через метафору человеческого тела и контроля способов, в которых стекло получает и сохраняет новое значение. Человека в натуральную величину из прозрачного дутого стекла Зильбер создал марионеткой. Его фигура дематериализована, нема, speakless — это как пустой контейнер, который может быть заполнен психическим, эмоциональным или духовным содержанием. Его сила заключается в его молчании, его духовность и его покорность одновременно влечет и пленит.
Саша Курбатов (снимок из архива художника). Репатриировалась в Израиль в 1999 году из Украины, в 12-летнем возрасте. В 2014 году окончила Академию искусств «Бецалель» (факультет керамики и стекла). В настоящее время учится на дизайнера (2-я степень) в академическом колледже им. Шенкара.
Саша Курбатов. Без названия.
Вазы, представленные Сашей, настолько тонки и прозрачны — разве что тени подсказывают их наличие.
— Засушенные цветы в вазах — означает ли это воспоминание о весне? — спросила я у Саши.
— У каждого могут быть свои ассоциации, — ответила художница.
— В целом я показываю хрупкость нашей жизни, — говорит Саша Курбатов.
Элина Ром-Коэн. Ожидание.
Эта скульптура в натуральную величину образно изображает молодую девушку. Она ждет… Она присела в ожидании – не то на верстак, не то на стул, который помогает художнику в работе. Может, сам автор ждет не того, что может подсказать наше воображение? Работа кажется на первый взгляд незавершенной, но это – замысел автора. «Свежий» клей, сочащийся вниз по стеклу, усиливает впечатление от объекта, ожидающего своего завершения — буквально и фигурально.
На выставке свои работы также представляют: Boris Shpeizman, Maayan Feigin (чья работа «Павлин» открывает публикацию), Mira Maylor, Michal Silberberg, Louis Ben Kalifa, Shlomit Eisenstein, Nir Mouki, Shulamit Ahi-Yuval, Hanan Hourvitz, Michal Szeisler, Ronen Kandel, Jeremy Langford и др.
Стекло — один из самых удивительных материалов, созданных человеком, хрупкое и прочное — как и сама жизнь. Рассматривая изделия из стекла, удивляешься глубине, вычурной затейливости форм или изысканной геометрии, игре граней, четкости и совершенству, простоте материала и необычайной метафоричности изделий.
Используя уникальное свойство материала — его прозрачность, дающее ему четвертое измерение, просматриваемость пространства внутри объема, художники демонстрируют безграничную палитру техник, приемов.
Выставка «Израильское стекло 2015» открыта до 15 июня 2015 года.
Дополнительная информация на сайте: или на странице музея в фэйсбуке.
Часы работы Музея «Эрец-Исраэль»: воскресенье, понедельник, вторник, среда — с 10.00 до 16.00; четверг — с 10.00 до 20.00; пятница – с 10.00 до 14.00, суббота – с 10-00 до 16-00. Телефон для справок — 03-6415244.
Вход детям до 18 лет – бесплатный. Дети до 13 лет – в сопровождении взрослых. Для жителей Тель-Авива – скидка.
Адрес музея: Тель-Авив, Рамат-Авив, ул. Хаим Леванон, 2.
Недавние комментарии