Слово «маалот» переводится с иврита несколькими значениями: «возвышенность», «высокое место», «ступени», «стремление ввысь». Город с двойным названием – Маалот-Таршиха – принято называть Галилейской Швейцарией за его холмистые горные ландшафты и целебный горный воздух. Еще одной особенностью города является и тот факт, что на его перекрестках вы не найдете ни одного светофора
Название «Таршиха» имеет ханаанское происхождение, и означает «гора полыни», что, вероятно, соответствовало древним временам. Ныне Маалот-Таршиха утопает в рукотворно созданной зелени, его украшают городские фонари, искусственное озеро, фонтаны, необычная архитектура, парки и сады. Сейчас на всех улицах города буйствует цветение грушевых деревьев.
Город знаменит ежегодным фестивалем скульпторов, проводимым возле искусственного озера Монфор, начиная с 1991 года. Сюда, на север страны, съезжаются художники-скульпторы, отечественные и иностранные: в дни пасхальных каникул тут проходит международное событие – фестиваль-симпозиум скульпторов «Камень Галилеи» (на иврите: «Эвен Галиль») в Израиле.
Про многих знаменитых скульпторов рассказывают, что на вопрос, как удается делать столь замечательные статуи, следовал ответ: “Я беру глыбу мрамора и отсекаю от нее все лишнее”. В разных книгах это можно прочитать, как высказывание Микеланджело, Торвальдсена, Родена…
На днях, проезжая по Маалоту-Таршихе, мне подумалось, что можно было продолжить эту крылатую фразу: «и добавляю выразительную деталь». Дело в том, что из окна автобуса увидела каменную глыбу. Едва ли она вызвала бы особый интерес, если бы к ней не были добавлены рога. Глыба преобразилась в буйвола! — такой ее увидел автор скульптуры. Особый взгляд на предмет, конечно же, в первую очередь предопределяет удачную реализацию скульптуры. Через окно автобуса мне не удалось реализовать фотографию этой работы.
Но встретились и другие, довольно заметные скульптуры. Маалот знаменит ежегодным Фестивалем скульпторов, проводимым возле искусственного озера Монфор (מונפורט) на окраине города. Эти скульптуры украшают благоустроенные улицы и парки города.
В нынешнем году Фестиваль скульптуры, 27-й по счету, проводится с 12 по 14 апреля, и посвящен 60-летию слившихся городов Маалота и Таршихи.
Свои работы представят 14 скульпторов не только из Израиля, Китая, Италии, Испании, Грузии, России и Украины, стран, традиционно участвующих в Фестивале, но также из Непала, Косово и Македонии, которые впервые примут в нем участие. Фестиваль скульптур стал одним из старейших и популярнейших в Израиле. Каждый год в дни Песаха, на протяжении 26 лет, десятки тысяч посетителей наслаждаются различными мероприятиями Фестиваля, в том числе форумом скульптуры.
У публики будет возможность наблюдать за работой скульпторов, увидеть то «лишнее, что отсекается» или прибавляется к каменным глыбам. По традиции, в конце фестиваля 14 каменных скульптур обновят улицы города Маалот-Таршиха и всей Галилеи, добавившись к уже выставленным 360 великолепным скульптурам, наследию прошлых Фестивалей.
Скульптор Светлана Мельниченко из Санкт-Петербурга, как и все мастера, участвовала в конкурсе фестиваля. Ее эскиз «Преодоление», простите за тавтологию, преодолел конкурсные требования. Человек-лестница стремится ввысь — таков замысел работы Светланы. Мысль, облеченная в форму, убедительна: добро и правда жизни ждут тех, кто тянется к ним. Прицельно или по совпадению, но особенно скульптор угодила «в яблочко» для Маалота: это название, как уже отмечено выше, переводится как «стремление ввысь».
Итальянский скульптор работает над композицией «Дети одной матери». Судя по макету и его словам, она схематично изображает евреев и арабов, между которыми происходит коловорот событий, несмотря на общие корни.
«В этом году Фестиваль особенный, — говорит мэр города Шломо Бухбут. — Зрители имеют возможность увидеть воочию развитие озера Монфор, где будет установлен ряд новых аттракционов перед окончательным их открытием следующим летом. Будут обновлены набережная и зоны общественного отдыха, сооружены Парк экстримов, трамплины и снеплинг».
Одной из достопримечательностей не только Маалот-Таршихи, но и Верхней Галилеи, да и всего государства Израиль, считается расположенный неподалеку от города заброшенный замок крестоносцев – крепость Монфор, служившая в XIII веке резиденцией Тевтонского рыцарского ордена и его великих магистров.
Но крепость Монфор – это не единственное место, которое манит туристов к Маалот-Таршихе.
Годом основания города Маалот-Таршиха, расположенного в Западной Галилее, считается 1957 год, а основателями и первыми поселенцами были репатрианты из Марокко и Румынии. Общим муниципалитетом, который действует с 1963 года, Маалот и Таршиха объединяется в единое административное образование, в котором мирно сосуществуют как арабы, так и еврейское население. Такое смешано-раздельное проживание характерно для большинства поселений Израиля, что располагаются на Западной Галилее. В городе Маалот-Таршиха арабы и евреи проживают отдельно, не допуская смешивания, а разделяет поселения междугороднее шоссе. Численность населения города на сегодняшний день составляет около 21 тыс. человек.
У города грандиозные планы и высокий потенциал. Маалот-Таршиха обладает статусом города развития. Огромные средства (22 млн. шекелей) направлены для строительства новых гостиниц, благоустройства города, строительства жилья, создание рабочих мест. Квартира из 4-х комнат, к слову, будет стоить 900.000 шекелей. Город считается экологически чистым. Строительство будет соответствовать самым высоким требованиям и международным стандартам. Городские власти надеются, что все эти меры смогут привлечь зарубежных туристов.
В дни Фестиваля состоится множество мероприятий, немалое число которых подходит для всей семьи, как платных, так и бесплатных. Среди них: концерты, спектакли, уличный театр и музыкальные представления, детские шоу, мастер-классы, конкурсы с призами, ярмарки.
Будут работать торговые палатки с продажей продуктов питания, кафе, кондитерские.
Парк отдыха площадью 350 квадратных километров, центром которого является озеро Монфор, предлагает различные развлечения. Здесь ждут желающих прокатиться на лодках, кайаках, катамаранах. В парке работает каток, есть картинг. Развлечения на озере Монфор предусмотрены и для детей, их ждут надувные горки и батуты, аттракцион «Титаник», электромобили, настольные игры.
Вас ждут экскурсии. А с помощью рейнджеров можно совершить поездку в лесные массивы, окружающие город.
В эти дни можно также посетить городской музей первопроходцев:
Секреты и «секретики» творчества
В центре искусств вас ждут выставки художников.
В одном из залов размещены работы художника Ави Сабаха (Avi Sabah).
В еще одном зале представлены работы Симы Левин. Познакомимся с автором ближе.
Фото Давид Арбитман (David Arbitman)
График, дизайнер, иллюстратор Сима Левин родилась в Молдове, в городе Кишинёве, где окончила детскую художественную школу им. Щусева и художественное училище им. Репина. Репатриировалась в Израиль в 1974 году. Окончила Хайфский колледж дизайнеров Вицо-Канада им. Нери Блумфельд. Выставляет работы на персональных и групповых выставках в Израиле и за его пределами.
— Мои работы последних трех лет посвящены воспоминаниям детства, — рассказывает Сима. — Правда, прошедшие через призму времени. В 2013 году я первый раз за все годы проживания в Израиле посетила места, где родилась и выросла. Первый раз за все годы посетила могилу матери. Меня просто охватило безумное желание создать серию работ, связанных с воспоминаниями о доме.
Часть офортов автора в маленьком формате посвящены фотографиям из семейного альбома.
Серия больших гравюр с ковром выполнены в технике сухой иглы:
— У нас в доме, как и у многих, над моей кроватью висел на стене такой плюшевый ковер с оленями, атрибут советских дней, — делится Сима. — Ребенком я засыпала, поглаживая его ногу…
Вот что Сима рассказывает о серии работ из фарфора. Фарфоровая органика выполнена в технике «porcelain slip» (жидкий фарфор):
— Моя мама была навязчиво обсессивной к фарфору. Ну а я в те времена её привязанности к фарфору не одобряла и не разделяла. Воспоминания разбередили мне душу. Фигурки в столах с ящиками, покрытыми землёй, относятся к игре детских лет «секретики».
Те, чье детство прошло в Советском Союзе, помнят игру «Секретики».
Она была настолько известной и популярной, что у выросших на ней до сих пор вызывает приятные воспоминания. Так, чтобы этого никто не видел, ребенок выкапывает в земле небольшое углубление, кладет на дно блестящий фантик от конфеты или фольгу, выкладывает на фантике композицию из бусинок или ракушек, а сверху закрывает ее куском стекла, которое присыпает землей или песком. Место с этим тайником он запоминает, или оставляет там какую-то метку.
Тайник можно показывать только самым лучшим друзьям — тем, кто не разрушит его или не заберет себе спрятанные там «сокровища». В земле над тайником нужно сделать своеобразное окошечко — расчистить песок или землю так, чтобы стало видно композицию под стеклом, но края стекла оставались закрытыми. Соприкосновение с чем-то таинственным — это воспринималось ребенком как ожидание чуда или даже самим чудом.
Чудо от «секретиков» случилось с Симой Левин в наши дни: это — ее ноу-хау, это она сумела найти технику очень тонкой и прозрачной работы.
— Я люблю работать и экспериментировать с материалом, — объясняет Сима. — «Прыгаю в холодную воду», пробую себя в разных материалах…
По поводу Фестиваля скульптур Сима говорит:
— Мне нравится эта затея. Еще никогда не участвовала, но уже думаю попробовать себя и в этой области…
Надо полагать, что на 28-м по счету Фестивале скульптур мы встретимся с Симой Левин и ее скульптурной работой.
Недавние комментарии