Друзы, наши друзья

ПОЕХАЛИ К ДРУЗАМ?!

На утопающем в зелени горном хребте Кармель живёт удивительно загадочный, свободолюбивый и гордый народ, называющийся друзами.
Что мы знаем о них?
Первая ассоциация – пита, что понятно: именно друзы изобрели эту необычайно вкусную лепешку, именно они придумали смазывать кислым йогуртом, обильно поливать оливковым маслом и посыпать затаром… Но кто приготовит так же вкусно, как это делают сами друзы? Поехали к друзам?!


Кстати, не менее вкусна пита, помазанная помидорным соусом со слегка прожаренным луком

Израильские друзы живут в горных районах Галилеи и на Голанских высотах. 370 лет назад этот народ перебрался на здешние плодородные земли, богатые водными источниками. Всего на территории государства Израиль имеется 16 поселений (два – на Кармеле, остальные в Галилее). В них проживают 100.000 друзов, а всего в мире их насчитывается около полутора миллионов. Родной язык друзов – один из диалектов арабского.
В 1957 году друзы Израиля были официально признаны самостоятельной религиозной общиной с официальным органом управления – религиозным Советом.
Друзская община известна своим дружелюбием по отношению к Еврейскому государству с момента его возникновения. Впрочем, хорошие отношения между друзами и евреями – традиция многих поколений, поскольку и те и другие притеснялись многочисленным арабским мусульманским населением.

«Виноградники на горе Кармель»



Так переводится название деревни Далият эль-Кармель, неофициальной столицы друзов («Далия» – «виноградная гроздь»; «Кармель» – гора, на которой расположена деревня).
Здесь группе русскоязычных журналистов представилась возможность и питу отведать, и поближе познакомиться с религией, обычаями и укладом жизни этой общности.
Деревня была основана в начале 18-го века богатым семейством Халаби, выходцами из Сирии. На сегодняшний день здесь (если считать население деревни Осфия) проживают 24 тысяч человек.



В старых кварталах Далият эль-Кармель узкие улочки, дома построены вплотную друг к другу. Это – результат своего рода защиты от враждебно настроенных к ним мусульман, арабов и турков, которые всегда преследовали друзов. Из соображений безопасности друзские деревни строились на горных вершинах.

А вот и современные дома:



Современные дома отличаются оригинальностью фасадов, добротностью, ухоженностью, металлические решетки окон и ворота – художественно выполненное литье с разнообразными узорами. С некоторых пор территория Далият эль-Кармель объявлена заповедной зоной, и друзы считают одной из своих главных проблем невозможность построить дома для молодых семей.

Религия друзов


По преданию, пророк Элиягу (Илья) жил в пещере. Это место стало священным для друзов, и они возвели над пещерой молельный дом.


В молельных домах друзов нет ни мебели, ни дорогого убранства, только священные книги и ковры. Мудрецы проповедуют, сидя на коврах. Среди мудрецов могут быть женщины, что в исламе и иудаизме исключено.


Входить в молельные дома запрещено не только иноверцам, но и нерелигиозным друзам (многие приходят к религии только после 30 лет). При этом старейшины рода никогда не делают замечаний молодым по поводу их поведения. Когда мы остановились возле этого дома, дверь в святыню была распахнута. На пороге перед входом пожилой мужчина разувался, как того требует друзская религия, и что восходит к мусульманской традиции. Проходящая мимо девочка-подросток поцеловала прикрепленный к косяку двери религиозный символ – такой же ритуал принят у евреев.


Жизнь друзов во многом определяется особенностями их религии, о которой известно немного, так как друзам запрещается говорить с представителями других конфессий о своей религии. Однако известно, что корнями она уходит в учение шиитской секты исмаилитов, от которой друзы отошли в Х1 веке, за что их стали преследовать мусульмане. В дальнейшем религия друзов вобрала в себя элементы других монотеистических религий. Друзы считают днем своего народа 30 мая 1017 года, когда Аль-Хаким сделал заявление о своей божественной сущности.
Наименование «друзы» появилось в честь приверженца Аль-Хакима, турка Мухаммеда ад-Дарази. Вместе с тем, друзы считают, что ад-Дарази исказил идеи Аль-Хакима.
Самое святое место для израильских друзов — могила Итро, тестя Моисея. Святыня находится на горе Карней-Хитим, недалеко от Тверии. Раз в год друзы поднимаются на вершину горы и просят пророка, чтобы он продолжал хранить друзскую общину. В общей сложности у друзов восемь почитаемых пророков.
Доподлинно знают все религиозные постулаты лишь те, кого называют эль-акал (образованные). Остальные верующие друзы, изучающие основы религии, именуются джохал (незнающие, «народ земли»). Чтобы постичь даже азы религии, надо быть друзом. Перейти в веру нельзя – друзом надо родиться. Перестать быть друзом проще – достаточно нарушить запрет вступать в браки с представителем любой другой общины, что происходит крайне редко.
Религия предписывает друзам не создавать свое государство, а сохранять лояльность той стране, на территории которой они проживают. Одним из основных правил в религии друзов является адаптация, приспособление к окружающей среде. Этим объясняется то, что друзы, живущие среди евреев, в основном говорят на иврите, а живущие в арабских районах – на арабском.
Сообразно религии, друзские старцы надевают на голову большие белые накидки — символ чистоты. Головы молодых украшают белые вязаные шапочки. У женщин на голове белые платки, перевязанные надо лбом черной лентой, одеты друзские женщины в темно-синие или черные платья – символ скромности, лица открыты.
Религиозный друз обязан брить голову наголо. А вот сбривать усы и бороду воспрещается. Друзам не разрешается есть свинину, употреблять алкогольные напитки и курить.
В большинстве случаев друзы женятся только один раз, даже вдовцам практически невозможно жениться вторично. Разводы в их среде не приняты.

Монастырь Мухрака




Пророк Элиягу (Илья)



Слева направо: координатор отдела русскоязычной прессы при Правительственном пресс-бюро Мария Элькин;
Кармель Насраледдин, глава поселкового совета Далият эль-Кармель;
д-р Фаваз Камаль, пресс-секретарь премьер-министра Израиля по связям с арабской прессой


Кармель Насраледдин, глава поселкового совета Далият эль-Кармель


На обзорной площадке


С высоты 380 метров над уровнем моря видны города и поселения (в т.ч. Хайфа и Йокнеам)

Друзы считают своим долгом поддерживать и развивать монастырь «Мухрака» («пожар»), построенный 200 лет назад христианами-кармелитами. На этом месте Элиягу, каменная фигура которого высится во дворе монастыря, продемонстрировал язычникам силу единого Бога, победив в споре языческих жрецов Ваала.
Друзы верят в переселение душ. Они считают, что душа библейского пророка Элиягу (Ильи) переселилась в пророка Абу-Ибрагима.
По друзскому поверью, на земном шаре один миллиард друзских душ, часть из которых находятся в телах представителей других религий, но все эти души рано или поздно вернуться в тела друзов. Есть у них такая традиция: когда умирает старец, окружающие должны радоваться, потому что душа его в этот момент переходит в другой круг и попадает в тело только что родившегося ребенка. И, напротив, когда рождается ребенок, окружающие должны печалиться, потому что в этот момент где-то умер их соплеменник.
(В минувшем году веру в переселение душ не принял во внимание окружной суд Хайфы. Судьи не посчитали нужным выслушать 7-летнего свидетеля, в которого, по утверждению адвоката семьи убитого друза, вселилась душа жертвы).

Защитники Израиля


Писатель и журналист Мусбах Халаби
и координатор отдела русскоязычной прессы при Правительственном пресс-бюро Мария Элькин.


Журналистов собрали в зале имени Ицхака Рабина



Д-р Фаваз Камаль, пресс-секретарь премьер-министра Израиля по связям с арабской прессой (на фоне портрета дяди-шейха)

Религиозное учение обязывает друзов защищать землю, на которой они живут. С 1955 года служба в армии стала обязательной для юношей, достигших 18-летнего возраста (в отличие от арабов, на которых не распространяется воинская повинность). Друзские девушки не призываются на военную службу, так как приравниваются к ультраортодоксальным еврейкам.
Прежде юношей принимали на службу в друзский пехотный батальон «Хорев» («Меч»). На его эмблеме изображены скрещенные мечи со «щитом Давида», символизирующие единство евреев и друзов. С 1973 года друзы служат в различных воинских частях ЦАХАЛа, и, как правило, продвигаются высоко по служебной леснице. Три года назад друз получил звание бригадный генерал.

Друзы наряду с евреями участвовали во всех войнах Израиля, 389 из них отдали жизни за безопасность государства.
В 1980 году в Далии основан мемориал друзской славы «Яд ле-баним», увековечивший память о каждом павшем воине.
Все залы мемориального центра названы в честь какого-либо лидера еврейского государства. Здесь располагается также подготовительный центр для призывников. Об этом нам рассказал писатель и журналист Мусбах Халаби.
Друзы тщательно следят, чтобы лавр у здания «Яд ле-Баним», посаженный в память о погибших, рос в форме меноры.
На ряде домов мы видели шестиконечную звезду.
На флаге друзов тоже есть звезда Давида. Пять цветов флага символичны: красный означает внутреннюю войну, происходящую в человеке; голубой – воду; зеленый – землю и растения; желтый – свет, солнце; белый – чистоту человека, религию. Каждый из почитаемых друзами пророков также определяется определенным цветом на флаге.

«А-тиква» («надежда») – наш компас земной




За этим столом Нафтали Имбер писал стихи



Элис и Лоуренс Олифанты



Одно из зданий, в котором находится комплекс «Яд ле-баним», представляет собой историческую ценность. Этот дом построил для своей семьи британский подданный, Праведник мира, сэр Лоуренс Олифант (1829-1888), друг друзов и евреев.
Олифант родился в Кейптауне в шотландской аристократической семье, вырос на Цейлоне. Много путешествовал по странам мира, описывая свои поездки в книгах. Дипломат, политик, литератор, журналист – кем только не приходилось быть этому человеку!
Попав под влияние американского мистика и спирита Томаса Харриса, Олифант отправляется жить в коммуну сектантов под названием «Братство новой жизни», расположенную в посёлке Броктон (США) на берегу озера Эри, пожертвовав секте все свои сбережения. Познакомившись в Париже с Элис Лестрэнж, делает ей предложение руки и сердца. Чтобы Элис, наследница состоятельных аристократов, была принята в секту, жертвует собратьям по секте приданое невесты.
В 1879 году неугомонный Олифант предпринимает очередное путешествие и пишет очередную книгу, «Земля Гилад», в которой пропагандирует создание еврейского государства (колонии) на Святой Земле. Убедив в состоятельности идеи премьер-министра Англии, но не найдя поддержки у турецких властей, Олифант переезжает вместе с женой в эти места. В Далият эль-Кармеле он получил 120 акров земли и построил дом. Но идея создания еврейской колонии не покидает его. Олифант ищет поддержки у различных еврейских организаций и разных стран, но не находит ее. В 1882 году Олифант знакомится в Константинополе с Нафтали-Герцем Имбером, который вскоре становится его личным секретарем, переводчиком и рупором его идей.
Нафтали родился неподалёку от Львова в небогатой религиозной еврейской семье. Юноша пишет стихи, с 18 лет разъезжает по свету. Встреча с Олифантом наполняет его жизнь смыслом, а стихи – ярким содержанием. Нафтали принимает предложение Олифанта переехать в Землю Обетованную и поселяется в доме своего старшего друга. Увидев Элис, юноша влюбляется в нее и в своих стихах неустанно воспевает ее красоту. Но Элис не может ответить Нафтали взаимностью, а молодой человек не считает возможным подводить Олифанта… Спустя два года Нафтали покидает гостеприимный дом и поселяется в Ришон ле-Ционе, затем в Иерусалиме. Тем временем Элис умирает от малярии, а вскоре за ней уходит в мир иной Олифант. Охваченный горем, Нафтали покинул Палестину. Через год после смерти Элис в Иерусалиме увидел свет первый сборник стихов Нафтали Имбера «Утренняя заря». Любопытно, что самое важное из стихотворений сборника Имбер начал писать далеко от Святой земли, но тогда оно ему не давалось – не было рядом вдохновляющего образа. Поскольку имя возлюбленной в посвящении не указано, благодарные читатели услышали в стихотворении о неиссякаемой надежде гимн любви к родной земле. Положенное на музыку, после незначительного корректирования, стихотворение стало текстом гимна сионистского движения, а затем и гимном еврейского государства.

«Пока любовь стучит в наши сердца (…) не потеряна ещё (…) надежда…»


Нафтали-Герц Имбер (снимок из Википедии)

В настоящее время в доме сэра Олифанта, входящем в комплекс «Яд ле-Баним», идут реставрационные работы. Несмотря на то, что с потолка сыпется штукатурка, под ногами трещит строительный мусор, с потрескавшихся стен смотрят на нас портреты Элис и Лоуренса. К сожалению, надписи, извещающей о том, что именно здесь был написан текст гимна государства Израиль, почти не видно – она покрыта слоем пыли.

Друзы и политика


Юсеф Насраледдин, основатель Совета и председатель общества «Друзы за сионизм», которое готовится отметить 30-летний юбилей, а было оно организовано в связи с протестом друзов по решению ООН, приравнявшего сионизм с расизмом.



Когда речь заходит об израильских друзах, нельзя не сказать, что предки многих представителей общины сотрудничали с евреями, а их потомки вносят определенный вклад в развитие государства Израиль.
Вместе с тем, друзы Израиля разделены на две группы, политические взгляды, социально-экономическое положение и морально-этические ориентиры которых далеки друг от друга. Большинство друзов Голанских высот все это время демонстрировали свою лояльность сирийскому правительству и бережно хранили сирийские паспорта. Эта позиция обусловлена страхом — в случае возвращения Голан Сирии их могли зачислить в изменники и подвергнуть репрессиям. В израильских документах, свидетельствующих о месте проживания здешних друзов, записано: «Житель Рамат а-Голан», что дает им право на получение израильских льгот. Похоже, гражданская война в Сирии вызвала серьезный перелом в позиции друзов Голанских высот: в последнее время значительно возросло количество заявок на получение израильского гражданства, поступающих от друзов.

На сегодняшний день представители друзской общины занимают прочные позиции в израильском обществе.
Являясь полноправными гражданами государства, друзы практически не голосуют за арабские партии. Первоначально избиратели отдавали предпочтение «Аводе», начиная с 1999 года большинство жителей Далият эль-Кармель поддержали Ликуд, а с 2008 года некоторые друзские селения голосуют за НДИ.




О заинтересованности израильских политиков в поддержке друзской общины нам рассказал пресс-секретарь премьер-министра по связям с арабской прессой д-р Фаваз Камаль, один из организаторов экскурсии.

— Если не секрет, какие предпочтения у ваших односельчан в нынешней избирательной компании? — спросила я Кармеля Насраледдина, главу поселкового совета Далият эль-Кармель.
Задорно рассмеявшись, он ответил:
— Только не «Ликуд» и не «Еш атид»!
Тем не менее, с единственного на весь поселок предвыборного плаката, в качестве декора подвешенного на довольно солидные цепи, смотрел на нас Яир Лапид.

Почему друзы не создают свою партию? «Это – наш фойле штик» (ловкий трюк), — на идише пошутил Юсеф Насраледдин, бывший член Кнессета, принимая журналистов в просторном доме Друзского Сионистского Совета. Юсеф пояснил: основав партию, друзы могли бы получить два мандата, на сегодняшний день друзскую общину в кнессете представляют шесть человек.

Друзы и туризм





Друзская молодежь предпочитает одеваться современно



Хозяйка кафе «Монсерат» со своими детьми


Сбор маслин



До недавнего времени друзы занимались одним лишь сельским хозяйством. Они выращивают хлопок и оливки, известны как большие специалисты по выращиванию табака, хотя курение запрещено им религией. Почти все сырье для израильской табачной промышленности выращивается друзами.
В 70-е годы в районе друзских поселений был создан промышленный парк Тефен, который интегрировал в передовые отрасли промышленности многих представителей друзской общины. Кроме того, друзы работают на предприятиях ряда городов.
В настоящее время жители Галилеи интенсивно осваивают новую для них сферу деятельности – туризм. У деревенского туризма в друзских селах есть серьезный потенциал.

Все больше интересных мест открывается на карте Израиля, не вполне известных широкой публике, что даёт дюбому желающему возможность познакомиться с уникальной культурой жителей деревень, расположенных на севере страны. В программу интеграции друзских деревень (Бейт-Джан, Ярка, Хурфейш) в туристическую отрасль входит знакомство с достопримечательностями, самобытным колоритом, национальной кухней и народным промыслом друзских деревень.
Одновременно с нами на экскурсию к друзам приехали туристические группы их Южной Кореи и Индии. 500.000 человек ежегодно посещают друзские селения.
Сюда стоит приехать только ради того, чтобы попробовать кофе по-друзски, который настоян на сиропах из пряных трав. Любители чистого горного воздуха могут снять здесь гостевую комнату, в кафе имеется большой выбор по-домашнему приготовленных блюд местной кухни, местные лавки соблазняют приезжих самобытными сувенирами, предметами одежды и быта.
«Мы хотим, чтобы журналисты больше узнали о друзах, и рассказали об этом всем, кто прочитает ваши публикации», – так сформулировала цель нашей поездки координатор отдела русскоязычной прессы при Правительственном пресс-бюро Мария Элькин.



«Что вы знаете о друзах?» — этот вопрос задавал, интервьюируя моих коллег, редактор Интернет-портала друзской общины Хасин Халаби.
После столь информационно насыщенной поездки рождается гораздо больше ассоциаций, нежели первая, связанная с питой.
И догадка: а может, слово «друзы» происходит от «друзья»?

P.S. Во время обстрела южных районов страны духовные руководители друзской общины пригласили южан, предложив им сердца и дома: «То, что мы едим, будут есть и наши гости, место есть для всех, денег не надо. Приезжайте и держитесь, братья!»

Галина Маламант, «Новости недели»

Categories: Uncategorized | Метки: , , | Оставьте комментарий

Навигация по записям

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Блог на WordPress.com.

%d такие блоггеры, как: