«Арабы – враги Франции, и каждый, воюющий с арабами, действует на благо Франции»
Тедди Диффрэ (Thadeе Diffre)
«Негев: героическое рождение Государства Израиль»
О необыкновенном французе, сражавшемся за независимость Израиля, рассказал экскурсовод Сергей Баландин, знаток истории, ботаники, краевед.
Во время войны за Независимость на холме Тмиле, близ киббуца Ашелим, к северу от Беэр-Шевы, шли ожесточенные бои. 26 декабря 1948 года подразделение «Французское коммандос» захватило одну из позиций, но было вытеснено оттуда после ночи тяжелого боя. На рассвете 9-й батальон освободил от египтян всю территорию от Ницаны до Бир Аслудж. Сегодня здесь — аллея славы в честь участников сражения, в том числе — во имя Тедди Эйтана.
Страницы биографии Тедди Диффрэ — Тедди Эйтана
Боевой французский офицер Тедди Диффрэ в феврале 1948 обращается в офис Еврейского Агентства в Париже и заявляет о своем желании вступить в организацию Хагана и отправиться на войну в Палестину. Свои мотивы он изложил в письменном виде:
«Я католик, мне 35 лет. В моих жилах не течет еврейская кровь. Но я хочу вступить в ряды “Хаганы” и сражаться вместе с евреями по следующим причинам:
1. Я – из людей де Голля с 1940-го года. Арабы – враги Франции, и каждый воюющий с арабами, действует на благо Франции.
2. В Палестине евреи ведут справедливую войну, а я всегда выступаю на стороне справедливости.
3. Как опытный армейский офицер, я хочу находиться на передовой, чтобы помочь победе евреев».
Диффрэ направляют в лагерь подготовки Хаганы. Буржуазный особняк в пригороде Лиона в превращается в тренировочный лагерь под руководством Эли Оберлендера.
«С военной точки зрения, мы ничему не научились (…). Но это не было целью данного курса. Истинная цель (полностью достигнута): разработать командный дух и улучшить физическую и умственную силу»
Тедди Эйтан. Из книги «Негев: героическое рождение Государства Израиль».
Тедди определили во франкоязычное отделение, составленное в основном из евреев из стран Магриба.
После окончания базовой подготовки он прошел краткий курс командиров отделений в лагере Бирье севернее Марселя, удостоившись звания капрала.
29 апреля 1948 Тедди Диффрэ, снабженный поддельными документами на имя еврея-беженца, с рекомендательным письмом от Эли Оберлендера, адресованным руководителю генерального штаба «Хаганы» Ицхаку Садэ, прибыл в Хайфу.
2 мая 1948 года с Диффрэ встретился начальник службы приема и распределения отдела кадров генштаба «Хаганы» Элиягу Темкин. Тедди получил личный номер – 17797. Кроме того, ему предложено было взять новое имя, чтобы скрыть прошлое. Так появился Тедди Эйтан. О его истинном имени тогда знали единицы.
«Арабы занимают почти всю Палестину, они у ворот Тель-Авива, Яффо, не говоря уже о том, что все кибуцы окружены вражескими бронемашинами, пушками, у них есть самолеты. У нас есть какие-то старые пушки, не хватает боеприпасов, пулеметов».
Тедди Эйтан. Из книги «Негев: героическое рождение Государства Израиль».
Поначалу в обязанности Тедди входила «теория»: он давал советы по оборудованию техники стрелковым оружием, разработал учебную программу для личного состава новых частей. Языковой барьер не предоставлял шансов руководить боевыми частями. Тедди выдвинул предложение – создать батальон, укомплектованный франкоязычными солдатами. С одобрения генерального штаба, Эйтан, получив звание майора, приступил к комплектации подразделения. Командный костяк составили бывшие солдаты и офицеры «Свободной Франции» и Французского Иностранного Легиона.
Согласно распоряжению генштаба, в этот батальон переводились франкоязычные бойцы из различных частей. Очень скоро Тедди Эйтан понял, что идея особого батальона провалилась: сколоченный не только из военных, контингент не выдерживал критики. Да и личные качества у многих солдат были не на высоком уровне. Желание Тедди Эйтана все же было реализовано – после того, как в генштаб поступила просьба от руководства Военно-Морских Сил: направить около сотни лучших солдат в формируемую группу морской пехоты быстрого реагирования. Однако в составе ВМС его роте не пришлось участвовать в боевых действиях. В октябре рота была переведена из ВМС в бригаду «Негев» в составе 9-го рейдового батальона.
Бойцы «французского коммандос». За рулем джипа — Тедди Эйтан.
«Французское коммандос» — так называли бойцов под руководством Тедди Эйтана: необычный состав, высокий уровень подготовки и майорское звание командира роты. Командирами отделений и взводов были бывшие офицеры французской армии, большинство солдат также было из Франции, в том числе несколько неевреев, остальные были выходцами из стран Северной Африки. Заместителем Тедди Эйтана стал Эли Оберлендер, его бывший командир в лагере подготовки Сатоне.
В рамках операции по освобождению северной части Негева 9-й батальон проводил налеты на транспортные артерии, командные центры и базы ВВС Египта в районах Газы и Эль-Ариша. 18 октября рота Тедди Эйтана, получив задание связать египетские силы и заминировать дороги, атаковала перекресток Рафиах-Оджа и Рафиах-Эль-Ариш. В бою, в котором, с египетской стороны, использовались бронеавтомобили, был смертельно ранен Эли Оберлендер. Он стал первым погибшим воином из рядов французских коммандос. 21 октября 1948 была проведена операция «Моше» по взятию Беэр-Шевы, ставшая финальным аккордом операции «Йоав». Центральную роль в прорыве в город и в боях в застроенной его части сыграли около 60 солдат под командованием майора Эйтана. Из пяти часов — с момента прорыва до капитуляции египетского гарнизона — они самостоятельно мужественно сражались около двух с половиной часов, потеряв четырех товарищей. Еще тринадцать получили ранения разной степени тяжести.
С конца ноября рота перешла в прямое подчинение штабу бригады. Статус Тедди Эйтана соответствовал командиру батальона. «Французское коммандос» занималось патрулированием, засадами, минированием основных дорог и препятствовало инфильтрации регулярных и иррегулярных сил противника. 25 декабря 1948 началась операция «Хорев» по разгрому и вытеснению египетской армии за пределы Израиля, — это была крупнейшая операция Войны за Независимость. Бригада «Негев» получила задание взять укрепить район Тмиле, перекрывавший дорогу Беэр-Шева-Ницана. Ночью 26 декабря «французское коммандос» атаковало и захватило один из опорных пунктов египетской обороны. Бойцы попали под сильный минометный и пулеметный огонь, отбили в течение ночи несколько контратак противника и отступили с рассветом, потеряв убитыми и ранеными половину личного состава. Тедди Эйтан, получивший ранение в ногу, был госпитализирован. Остальных раненых, в ожидании приезда транспорта для госпитализации, временно спрятали в убежище. Когда же уцелевшие воины из «французского командос» явились за своими сослуживцами, им открылась страшная картина: все раненые были убиты. На их телах были явственные следы истязаний, об их веки гасили окурки… И тогда бойцы из «французского командос», решив отомстить, ворвались к военнопленным и расстреляли их.
Это никак не совмещалось с героическими действиями роты на поле боя. Остатки «командос» отправили в Беэр-Шеву, чтобы решить их судьбу. Среди них начался разброд, последовали грабежи и мародерство. Война тем временем завершалась. 14 мая 1948 года стал днем всеобщего ликования: создание государства Израиль. Во «французском коммандос» больше не было необходимости, и в феврале 1949 вышел приказ о расформировании 75-го батальона и распределении оставшихся солдат по другим частям.
Тедди Эйтан получил предложение занять пост командира 42-го батальона бригады Кирьяти, но отклонил его и подал в отставку. В письме Бен-Гуриону от 13 февраля 1949 он написал, что в связи с окончанием боевых действий его присутствие больше не является необходимым, и что его дальнейшая служба вызовет дипломатические проблемы после признания Израиля французским правительством, так как французским офицерам запрещено служить в армиях других государств без официального разрешения. Также он написал:
«Я чувствую удовлетворение тем, что служил такому высокому делу и присоединился к нему в момент реальной угрозы существованию Израиля. Я, со своей стороны, внес скромный, но искренний вклад в это предприятие. Предприятие, которое Вы с помощью Ваших соратников и народа Израиля, сумели воплотить в жизнь. Я горжусь, что служил в Армии Обороны Израиля и сумел оправдать доверие моих командиров. Могу обещать, что всегда останусь верным другом Государства Израиль и еврейского народа».
Тедди Эйтан. Из письма Бен-Гуриону.
Тедди Эйтан сажает эвкалипт на месте гибели Эли Оберлендера
Весной 1949 Тедди Диффрэ вернулся на родину. Он написал книгу воспоминаний «Негев: героическое рождение Государства Израиль» (была напечатана в Женеве в 1950 году).
Лишь один факт в книге смущает всех критиков: слово «еврей» редко используется на протяжении двухсот сорока страниц. Тедди Эйтан предпочитает использовать слово «палестинцы», говоря о еврейском народе в Палестине.
Также может показаться странным, когда Эйтан отмечает в книге, говоря об еврейских женщинах, что он «не встречал ни одной красивой палестинки».
Работал Тедди Диффрэ в администрации Французской Экваториальной Африки и министерстве заморских территорий, с конца 50-ых и до 1969-го был советником президента Уфуэ-Буаньи и генеральным секретарем правительства Берега Слоновой Кости. 30 декабря 1971 погиб в автокатастрофе на юге Франции.
Недавние комментарии