Друзы: «От нуля до интернета»


Что мы обычно ждем от экскурсии? В любом случае, мы стремимся получить максимум впечатлений и интересной информации от поездки. Я не раз бывала в друзских деревнях, и всякий раз возвращалась домой восторженной: гостеприимство, обхождение, нереально интересные традиции и культура. А какая вкусная еда! — не зря ее рецепты веками передают из поколения в поколение.

Предстоявшая поездка была организованной экскурсией, и относится к одному из видов деятельности совместного проекта Муниципального управления абсорбции Тель-Авив — Яффо и Министерства алии и интеграции (проектор муниципального управления абсорбции — Катя Амосов), а также организаторами из группы «Хроникус».

Каюсь, одолевали сомнения, вспомнилась пословица: у семи нянек… Познакомившись с программой экскурсии, опять-таки испытала двоякое чувство: для меня еще столько неизведанных мест в Израиле, а в друзской деревне Далиат эль-Кармель вдруг услышу то, что не раз уже слышала, бывая в ней, и восторг развеется? Перевесила вторая часть программы: меня манило посещение музея Ралли.

Уже сейчас, после поездки, могу честно заявить: я вновь возвратилась домой в восторженных чувствах. Еще бы! Друзы — невероятно интересный народ. Очень любопытно знакомиться с их воззрениями, бытом, предпочтениями и отношением к жизни. Не станем исключать и прагматизм: сюда стоит приезжать хотя бы ради того, чтобы попробовать кофе по-друзски, который настоян на сиропах из пряных трав. Музей Ралли — уникальный музей. Но не только поэтому.

Прежде чем перейти к описанию объектов посещения, позволю себе некоторое отступление: что такое интересная экскурсия, и что собой представляет совместный проект вкупе с «Хроникусом», который организовывает экскурсии. Тем более, мне есть с чем сравнивать: как минимум, дважды в месяц у меня случается очередная «вылазка».

Вот как организаторы презентуют себя:

«Проект Хроникус существует с 2011 года и в его рамках регулярно проводятся экскурсии и встречи с деятелями культуры.
Цель «Хроникуса» ознакомить русскоязычную молодую общину с еврейской и израильской культурой в перспективе последнего столетия и показать места, где их бывшие земляки создавали то, что сейчас называется «Тарбут Иврит». Познакомиться с представителями разных общин проживающих в Израиле. Экскурсии и встречи проводятся на русском и на иврите.
Ведущие «Хроникуса» Надя Гринберг и Гали Бенин».

Зачем ездить на экскурсии — каждый определяет для себя сам. Но любому, кто собирается поехать за новыми впечатлениями, всегда хочется получить максимальное количество только положительных впечатлений: найти и увидеть что-то новое, узнать интересное и познакомиться с традициями и культурой народов, полюбоваться природой края. Только тогда путешествие выйдет на новый уровень и будет нести в себе массу позитивных впечатлений, а также опыта.

Именно такой, интересной и насыщенной, оказалась поездка. Экскурсовод Гали Бенин оказалась не только знатоком предложенных нам тем, но и излагала информацию в увлекательной форме. И, что совсем немаловажно (так как в группе было немало свежих репатриантов), осуществляла качественный перевод на русский.

Кто не знает минусы организованных экскурсий? Например, полный автобус экскурсантов ждет одного опаздывающего минут 15… Или текст экскурсовода слышат только рядом стоящие (сидящие)… Или вместо намеченной программы вдруг выпадают интересные объекты, а вместо них появляются другие, абы заполнить время… Двойка-тройка таких экскурсий и у меня на памяти, до сих пор неприятный осадок…

Так вот: ничуть не бывало! Ничего такого и близко не было на сей раз. Катя Амосов и Надя Гринберг ненавязчиво устраивали такой сервис, при котором каждый чувствовал себя уютно и комфортно. И ведь это при том, что публика была, как говорится, разношерстной: и молодежь, и пожилые, и дети, и «ватики», и «олимы», причем большинство из них далеко не впервые едут на экскурсии с «Хроникусом».

Пора подтверждать свои выводы рассказом о самой экскурсии.

«Виноградники на горе Кармель»


На утопающем в зелени горном хребте Кармель живёт удивительно загадочный, свободолюбивый и гордый народ, называющийся друзами.
Что мы знаем о них? — ровно то, и ровно столько, чем они сами делятся.

Наименование «друзы» появилось в честь приверженца Аль-Хакима, турка Мухаммеда ад-Дарази. Жизнь друзов во многом определяется особенностями их религии, о которой известно немного, так как друзам запрещается говорить с представителями других конфессий о своей религии. Однако известно, что корнями она уходит в учение шиитской секты исмаилитов, от которой друзы отошли в Х1 веке, за что их стали преследовать мусульмане. В дальнейшем религия друзов вобрала в себя элементы других монотеистических религий. Друзы считают днем своего народа 30 мая 1017 года, когда Аль-Хаким сделал заявление о своей божественной сущности.

Почти 400 лет назад этот народ перебрался на здешние плодородные земли, богатые водными источниками. Всего на территории государства Израиль имеется 16 поселений (два – на Кармеле, остальные в Галилее). В них проживают 140.000 друзов, а всего в мире их насчитывается около полутора миллионов. Родной язык друзов – один из диалектов арабского.

«Виноградники на горе Кармель» — так переводится название деревни Далият эль-Кармель, неофициальной столицы друзов («Далия» – «виноградная гроздь»; «Кармель» – гора, на которой расположена деревня).

Первое время израильские друзы считались чисто религиозной общиной, и в пункте «национальность» в удостоверении личности у них значилось «араб». В 1961 году государство Израиль дало друзам статус нации, отделив их тем самым от арабского сектора.

Деревня была основана в начале 18-го века богатым семейством Халаби, выходцами из Сирии. На сегодняшний день в Далиат эль-Кармель проживает около 20.000 человек (если считать с населением деревни Осфия — 24 тысяч человек). Примерно девять тысяч жителей деревни носят фамилию «Халаби», которая указывает на их происхождение, клановость и родство. Когда в деревне играют свадьбу, практически все девять тысяч человек могут являться гостями, столько же людей участвуют в похоронах.

Мы завтракали в кафе «Акевес», фамилия владельцев которого тоже Халаби. Веранда при кафе покрыта древними стволами виноградника. Летом стволов не видно — они увиты лозами и покрыты зелеными листьями, а гроздья винограда свисают до самой земли, принося около тонны ягод в сезон.

Муткаль Халаби на примере свой семьи красочно рассказал историю друзов, дополняя свой рассказ такими нюансами, которые не найдешь ни в одном источнике.

Например, мы увидели и услышали музыкальные инструменты, на которых играл дед Муткаля, — они же используются и сегодня. Как и в древности, эти инструменты изготавливаются из подручных материалов — тростника, бамбука, шкуры ягненка и даже из тыквы. Причем тростник, например, не всякий подходит, а только тот, что растет на берегах Нила, где влажный климат. Такие инструменты обладают особыми трепещущими качествами — позволяют услышать зов предков. Свою первую дудочку Халиби получил, когда ему было 7 лет, в подарок от отца. У отца не было никакого образования, он умер в 97 лет, не умея читать и писать. Но благодаря природному музыкальному дару, мог свей игрой дойти до души каждого. Халаби тоже играет на всех музыкальных инструментах, но честно признается, что лишен особых музыкальных способностей.

Вся семья Муткаля, когда он был ребенком, жила в одном помещении с домашним скотом — овцами, козами и ослами. Так жили все друзы. В семье отца родилось 14 детей, но в живых осталось восемь. В поселении врача не было, только акушерка — выживали лишь сильные дети. А уж силы нужны были всем, особенно младшим детям: необходимо было работать в поле, собирать урожай.
Сегодня Муткалю Халаби 68 лет, он, седьмой ребенок в семье, родился в год образования государства Израиль, когда начались большие перемены в жизни. А его старшие братья жили при Британском мандате. Тогда в Далиат эль-Кармель жило 3.000 человек. В 5 часов утра приезжал автобус и вез старших братьев с другими жителями деревни на работу в Хайфу, к вечеру возвращал домой.
Муткаль впервые держал телефон в руках, когда приступил к службе в армию. Он помнит, как отец вез его верхом на осле показать, как выглядит автомобиль. И помнит рассказ своего деда, также связанный с автомобилем, про человека, жившего в деревне, который никогда не обманывал. Соответственно, ему всегда верили. Его считали праведником еще и потому, что он ел пищу, добытую собственным трудом и потом. Как-то этот человек работал в поле с племянником. И вдруг мимо них, поднимаясь в гору, проехала некая невиданная доселе телега. Но передвигалась эта телега без помощи осла, верблюда, лошади. Праведник отвернулся, чтобы не смотреть на такое чудо. Мальчик стал кричать ему: «Посмотри, что-то странное движется!» «Я ничего не вижу», — отвечал праведник. Он знал, что если расскажет об этом в деревне, ему никто не поверит, и это может лишить доверия к нему и признания его праведником.

«От нуля до интернета», — так характеризует Муткаль Халаби эволюцию своей деревни, и молится за процветание Израиля. С 1954 года друзы служат в ЦАХАЛе, причем 80% из служащих — в боевых частях, чтобы как можно надежнее охранять Израиль.

Друзы верят в переселение душ. По друзскому поверью, на земном шаре один миллиард друзских душ, часть из которых находятся в телах представителей других религий, но все эти души рано или поздно вернуться в тела друзов. Есть у них такая традиция: когда умирает старец, окружающие должны радоваться, потому что душа его в этот момент переходит в другой круг и попадает в тело только что родившегося ребенка. И, напротив, когда рождается ребенок, окружающие должны печалиться, потому что в этот момент где-то умер их соплеменник. Друзы не посещают кладбище, чтобы вспоминать своих родственников, а одна и та же могила может стать местом захоронения для нескольких покойников.

Сказанием о переселении душ поделился и Муткаль. Якобы один мальчик в пятилетнем возрасте заявил своим родителям, что он — сын других родителей, и даже назвал их адрес. Поехали к той паре — у них какое-то время назад погиб сын. Так вот этот мальчик рассказал, как это случилось, и поведал такие детали, который мог знать только погибший. С тех пор этот ребенок живет на две семьи. Хочешь — верь, хочешь — нет.
А вот окружной суд Хайфы в 2011 году не принял во внимание веру в переселение душ (я об этом писала в криминальном очерке). Судьи не посчитали нужным выслушать 7-летнего свидетеля, в которого, по утверждению адвоката семьи убитого друза, вселилась душа жертвы.

В большинстве случаев друзы женятся только один раз, даже вдовцам практически невозможно жениться вторично. Разводы в их среде не приняты.

— Только наша, единственная в мире религия, дает право женщине главенствовать в семье и при желании выгнать мужа из дому, — говорит Муткаль Халаби. — А муж и вся семья работают на нее, на главу семейства. И только наша религия позволяет женщине быть главным духовным лидером общины. Например, в Ливане долгие годы «главнокомандующей» рода была Надира Джумблат, которую сменил на этом посту ее внук.

Чтобы постичь даже азы религии, надо быть друзом. Перейти в веру нельзя – друзом надо родиться. Перестать быть друзом проще – достаточно нарушить запрет вступать в браки с представителем любой другой общины, что происходит крайне редко.

Старший сын, выпускник медицинского факультета, переехал в Беларусь, на родину своей жены.

— Это — его жизнь и его выбор, — говорит отец. — Я не вмешивался в его решение.

Члены семьи Халаби:

Всего в семье Халаби трое детей. Дочь работает учительницей в школе, младший сын работает с отцом в кафе.

— У моего отца было 14 детей, у меня — трое, и моих детей — по двое. В следующем поколении, наверное, в семье будет один ребенок и собака, — шутит Муткаль.

Сообразно религии, друзские старцы надевают на голову большие белые накидки — символ чистоты. Головы молодых украшают белые вязаные шапочки. У женщин на голове белые платки, одеты друзские женщины в темно-синие или черные платья – символ скромности, лица открыты.
Религиозный друз обязан брить голову наголо. А вот сбривать усы и бороду воспрещается. Друзам не разрешается есть свинину, употреблять алкогольные напитки и курить.


Гостеприимный хозяин одет в типичную одежду «уккаль». Друзы верят в приход своего мессии, и родится он непременно у мужчины. Поэтому в шароварах оставлено место для младенца.

Монастырь Мухрака

Мухрака расположен на одной из самых высоких точек Кармеля, откуда открывается неповторимой красоты панорама на Изреельскую долину
С высоты 380 метров над уровнем моря видны: Назарет, Хайфа, Йокнеам, Средиземное море, вершина Хермона, Галилейские горы, Голанские высоты, гряда Гильбоа. Монастырь Мухрака («пожар») построен 200 лет назад христианами-кармелитами.


На этом месте Элиягу, каменная фигура которого высится во дворе монастыря, продемонстрировал язычникам силу единого Бога, победив в споре языческих жрецов Ваала. Статуя был изготовлена в Мюнхене неизвестным автором из знаменитого мюнхенского песчаника, который использовался для скульптурных композиций многих мюнхенских храмов. Она была привезена в Палестину в 1914 году по инициативе настоятеля монастыря кармелитов в Хайфе отца Кирилла, главы ордена в 1905 – 1919 годы.


Друзы считают своим долгом поддерживать и развивать Монастырь Мухрака.

Храм искусства в Кейсарии

Музей Ралли создан и принадлежит бывшему президенту объединения банкиров в Лондоне Ралли, образованном незадолго до революции во Франции и обоснованном в Швейцарии в шестидесятые годы.
На сегодняшний день в мире существуют уже пять музеев, образовавшие сеть Ралли. Первый музей «Ралли» был основан в 1988 году в Пунта дель Эсте (Уругвай), второй музей открылся в Сантьяго (Чили) в 1992 году, третий музей — В Кейсарии в 1993 году, четвертый музей — в Марбии (Испания) в 2000 году.


В дополнение к существующим музеям, в 2007 году в Кейсарии открылся пятый музей — «Музей Ралли-2», предназначенный для произведений классического искусства. В итоге музейный комплекс в Кейсарии включает в себя два просторных здания оригинальной планировки и необычного архитектурного решения.

Аудиогиды, как и гиды, здесь не приветствуются. Но проспект дает полную картину как представленных работ, так и информации о зданиях музеев, чем я и не преминула воспользоваться.

Названные музеи демонстрируют самую представительную в мире коллекцию произведений современных латиноамериканских художников.
Музей Ралли, занимающий 9.400 метров, экспонирует преимущественно произведения искусства художников латиноамериканского происхождения.

Основой коллекции является собрание семьи Риконатти, это — коллекция скульптур Сальвадора Дали и картины латиноамериканских художников. Также в музее Ралли представлена уникальная коллекция скульптур Родена, Массона, Армана, Амайа.

Коллекции картин и скульптур очень интересны. Здесь представлены картины современных латиноамериканских художников в стилях сюрреализма, примитивизма, в абстрактном стиле и даже несколько полотен кубистов.

В Израиле экспонировались разные выставки, где были представлены копии работ (в т.ч. того же Дали) — в стилизованном виде, со световыми и прочими модными нововведениями. Залы собирали толпы народа на эти, пусть и искусные, подделки. И вход стоил немалых денег. В музее Ралли — бесплатный вход, и все работы — оригинальные.


Рядом со зданием Ралли-2 в 2007 году воздвигнут огромный обелиск из белого мрамора в память итальянских евреев, погибших в годы Катастрофы, и итальянцев, спасавших евреев во время Второй Мировой Войны.

Перед Музеем Ралли-2 расположена площадь «Память Испании» с фонтанами и скульптурами великих испанских евреев средневековья.

Ралли-2 говорит о памяти еврейских общин Испании и Португалии, уничтоженных 1492-1496 годов, а также великим еврейским философам и поэтам той эпохи. Само же здание коллекционер Риконати посвятил своей жене.
В центре площади — фонтан, состоящий из 12 фигур львов. На площади — скульптуры самых известных представителей испанского еврейства в средние века. Перед входом в музей нас встречают бюсты знаменитых людей – это предсказатель Мишель де Нотрдам, известный также как Нострадамус, и первооткрыватель Америки Христофор Колумб, и автор «Дон Кихота» Мигель де Сервантес, и французский писатель и философ эпохи Возрождения Мишель де Монтень. Всех этих знаменитых и прославленных личностей объединяет то, что они были выходцами из еврейских семей, принявших христианскую веру.

Золотой шар символизирует пуп земли.
Здесь установлены скульптуры Спинозы, Ибн Гвироля, Рамбама, Егуды а-Леви, Сервантеса, Нострадамуса, Колумба. В здании музея несколько залов с произведениями европейских художников от 15 — 18 веков до периода постимпрессионизма. Экспозиция, выставленная здесь, посвящена памяти евреев, изгнанных из Испании в 15 веке. На выставке представлены работы известных художников Средневековья.
Внутри музея все 4-е этажа посвящены библейской тематике. Здесь представлены картины — по стилю классические, художников 17-18 веков, на библейские темы, в основном это малоизвестные последователи, ученики и подмастерья известных мастеров итальянской, фламандской, испанской школ. Всем картинам по 300-400 лет, они хорошо отреставрированы, и, хотя они и не принадлежат кистям известных художников, картины довольно неплохие и музей несомненно достоин посещения.


С радостью обнаружила среди представленных в Ралли-2 картин работы известного израильского художника Сергея Бункова — это три метровых холста, выполненных акриликом. Как они появились здесь?

— Как ваши работы попали в музей? — с этим вопросом я обратилась к Сергею.

— В прошлом году музей впервые объявил конкурс среди израильских художников «ПЕЛЕ» в честь Пнины Юхтман, для продвижения и популяризации израильского искусства. На конкурс подали заявки 320 художников, из них члены жюри выбрали девятерых. Я среди них.

— Кто еще из израильских художников здесь представлен?

— Вот их имена: Сара Бенинга, Люси Элькевити, Ори Блаер, Руби Бакель, Эйлон Глиценштейн, Лечи, Асаф Шани. Кроме того, на выставке представлены работы Пнины Юхтман, выпускницы Бецалеля, ушедшей из жизни два года назад. Куратором Уди Розенвальдом было выбрано по три работы от каждого художника. В жюри входили Дани Караван, Михаль Ровнер и другие.

— Почему работы выставлены в Сефардском музее? Какое отношение они имеют к Испании?

— Эта выставка проходит в Сефардском павильоне потому, что он по размеру подходит для выставки. Кроме того, отсюда удобнее, когда нужно, убирать работы постоянной коллекции и повесить выставку. А в целом экспонаты в музее не меняются, так как это частный музей семейной коллекции.

— Что вы хотели сказать в своих работах, представленных здесь? — обозначьте их направление.

— Традиционно я не даю названия работам, давая возможность зрителю самому включиться в процесс осмысления и воображения.

Остается добавить: выставка израильских художников в Ралли-2 продлится до конца марта. Спешите увидеть!

И еще раз об экскурсии, на сей раз — мнение одного из экскурсантов.


— За последние полтора года это моя пятая по счету поездка с Хроникусом, — говорит Алексей Гельчинский. — Мне нравится, когда после трудовой недели не приходится топать 20 километров по пересеченной местности. Перемещаясь в автобусе, успеваешь увидеть много интересных мест.

Стоит отметить, что Алексей, репатриант из Петербурга, пять лет живет в Израиле. Как ранее на доисторической, так и сейчас на исторической родине работает программистом.

— Поездки от Хроникуса проходят на высоком уровне, — продолжает Алексей Гельчинский. — Система работает четко, отлажено, как часы. Надя и Катя отлично организовывают экскурсии, экскурсовод Гали знает подробности о каждом населенном пункте, ботанические тонкости о каждом кустике и цветке.

Хочется поделиться некоторыми ботаническими подробностями Кармеля, где даже на пустырях алеют анемоны.

Анемона корончатая, Ветреница корончатая – Anemone coronaria – כלנית מצויה:

Вероника цимбаляриевая – Veronica cymbalaria – ורוניקה לבנה:

Каликотоме волосистое – Calicotome villosa – קידה שעירה :

Фисташка мастичная – Pistacia lentiscus – אלת המסטיק:

Молочай иерусалимский – Euphorbia hierosolymitana – חלבלוב מגובשש:

Нонея туполистная – Nonea obtusifolia (син. Melanortocarya obtusifolia) – נוניאה קהה:

Рябчик персидский – Fritillaria persica – גביעונית הלבנון:

Саркопотериум колючий – Sarcopoterium spinosum – סירה קוצנית:

Смолёвка египетская — Silene aegyptiaca — ציפורנית מצרית:

Цикламен персидский – Cyclamen persicum – רקפת מצויה:

Categories: Израиль | Метки: , , , | 4 комментария

Навигация по записям

4 thoughts on “Друзы: «От нуля до интернета»

  1. Lilia

    Очень познавательно. Спасибо. Хочу на природу! Снимки отличные, возбуждают желание…

  2. Было очень интересно! Особенно у друзов — они ведь обычно делятся общеизвестными фактами. А на сей раз — столько нового!

  3. Элла

    Спасибо за интересный рассказ.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Блог на WordPress.com.

%d такие блоггеры, как: